Какие формы ограничения свободы потребительского выбора вам известны??? Приведите примеры.
10-11 класс
|
Ограничения свободы выбора могут быть весьма различны по масштабам и формам - от введения карточной системы (т. е. нормирования потребления некоторых, а иногда даже всех товаров) до законодательного запрещения производства и потребления каких-либо товаров. Мотивы этих ограничений также могут быть различны: чрезвычайные обстоятельства (война, голод, стихийное бедствие и т. д.) ; желание уберечь потребителя от "плохого" с точки зрения общества товара (наркотиков, алкоголя, табака) и предоставить потребителю больше "хорошего" товара (театров, музыки, книг) , чем он выбрал бы самостоятельно; стремление обеспечить людям равенство в потреблении, чтобы добиться гармонии в отношениях и "всеобщего счастья". Вообще говоря, свобода в той или иной степени ограничивается в любом обществе (так, везде запрещены производство и продажа наркотиков) . Не дело экономистов советовать обществу, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Однако экономисты должны предупредить общество, что ограничение свободы выбора - весьма опасное оружие, которым нужно пользоваться очень осторожно, полностью отдавая себе отчет о неизбежных последствиях его применения. Такое ограничение оправдано лишь как временное средство в чрезвычайных ситуациях или как вынужденная мера по защите от очевидного (с точки зрения общества) зла. В том же случае, когда ограничение свободы выбора является составной частью претворения на практике основанных на благих намерениях уравнительных теорий, следует задуматься о том, что результатом этого ограничения явится разрыв связи потребителя и производителя. Потребитель уже не сможет сигнализировать производителю свое отношение к продукту и передать производителю ту сумму денежных средств, которую сочтет нужной. Производитель в свою очередь не сможет расширить производство тех продуктов за которые проголосовал бы потребитель (и сократить производство других продуктов) . Все решения о производстве будут приниматься административными органами, исходя из их представлений, что нужно и что не нужно производить. Таким образом, одних продуктов будет производиться больше, чем того хотели бы потребители, а других - меньше. Потребители, вероятно, окажутся менее удовлетворенными продуктами такого производства, чем в том случае, когда им было бы позволено, осуществляя свой суверенитет, самим влиять на производственные планы. Результатом ограничения свободы выбора будет структурный кризис в экономике и производство ради производства.
Отметим, однако, что свобода потребительского выбора еще не гарантирует суверенитета потребителя. Этот суверенитет может быть ограничен и другими способами. Рассмотрим советскую экономику 70-х. Потребитель в значительной мере мог пользоваться свободой выбора. Однако существенного влияния на производителя потребитель все же не оказывал, поскольку производственные программы определялись не потребностями рынка, а указаниями вышестоящих органов. Даже если потребитель и покупал товар втридорога на черном рынке, то производитель, зная об этом результате "голосования" потребителя, не мог воспользоваться плодами этого голосования, т. е. взять деньги у потребителя и приобрести на эти деньги дополнительные ресурсы и расширить производство.
Другие вопросы из категории
иммиграции. С тем, что Россия нуждается в притоке квалифицированных, трудолюбивых и уважающих страну иммигрантов, а не полуграмотных нелегалов, никто не спорит. Как вы считаете, въезд в нашу страну людей какого возраста, пола, профессий и из каких стран необходимо поощрять и почему?
1) в теорий маржинолизма объективная стоимость объясняться как:
а) ценность
б) благо
в) полезность
2) Кривая производственных возможностей иллюстрирует все из перечисленного ниже, кроме:
а) ограниченности ресурсов, подразумевающей, что все комбинаций выпуска продукция, расположенные с внешней стороны кривой, неосуществимы при имеющихся обьемах ресурсов и неизменном уровне технологий
б) обязательности выбора, находящей выражение в необходимости проводить отбор из разных достижимых комбинаций продуктов
в) понятие об альтернативных затратах
в) увеличение альтернативных издержек
3) Спрос на товар неэластичен по цене,если ценовая эластичность спроса:
а) больше двух
б) больше одного,но меньше двух
в) меньше одного
г) меньше нуля
Читайте также
праздничные дни);- управленческие должности занимаются по очереди;- обеспечивается высококачественное образование, воспитание детей,бытовое обслуживание на безвозмездной основе;- размеры личного имущества ограничены.
Укажите, какая форма собственности, и форма хозяйствования имеет место в кибуце?
а) прямо пропорциональна их ценам;
б) обратно пропорциональна их ценам;
б) пропорциональна падению их общей полезности;
г) индифферентна к соотношению цен на них
-общая полезность всех единиц первого товара равна общей полезности всех единиц второго товара;
-предельная полезность первого товара равна предельной полезности второго товара;
-отношение общей полезности первого товара к его цене равно отношению -----общей полезности второго товара к его цене;
-отношение предельной полезности первого товара к его цене равно -- -- -отношению предельной полезности второго товара к его цене.