Государство как рыночный субъект.Экономические функции государства
10-11 класс
|
Государство, как рыночный субъект Как рыночный субъект государство характеризуется тремя признаками. 1. «Регулирующий субъект». Роль государства в механизме рыночной экономики — основная проблема современной экономической теории. Дело в том, что исходный пункт становления рыночной экономики — ее освобождение от удушающих пут государства. И долгое время невмешательство государства в сферу частного бизнеса оставалось условием реальности рыночной экономики как системы свободного предпринимательства. Однако с 30-х гг. XX в. (со времени Великой депрессии) рыночная экономика (из-за монополизма) потребовала активного государственного регулирования как условия ее социальной эффективности. Кейнсианство и стало концепцией государственного регулирования рыночной экономики. Однако кейнсианский инструмент — «фискальная» (налогово-бюджетная) политика — оказался неадекватным природе рыночной экономики, поэтому с 70-х годов сформировался новый подход — монетаризм, который, не отрицая необходимости государственного регулирования, пытается найти более «тонкий» экономический механизм государственного регулирования (денежно-кредитная политика). Проблема порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих изменений в масштабах и инструментах государственного регулирования. Словом, кейн-сианство — это «вмешательство», «хирургия», а монетаризм — «регулирование», «терапевтическое лечение». 2. «Внерыночное происхождение государственного дохода». «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого осуществляет расходы. Следовательно, государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Однако вся тонкость в том, что природа государственного дохода уникальна — если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий — как следствие перераспределения части доходов «первичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный», «производный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса. Следовательно, доход государства — не «третий» (наряду с доходами домохозяйств и фирм) самостоятельный элемент, не особое слагаемое общественного дохода, а принудительно обособляемая (в результате налогообложения) часть первичных рыночных доходов, созданных без, а часто — и вопреки государству. Вот почему никто, пожалуй, так не заинтересован в росте доходов фирм и домохозяйств, как государство, ибо их доходы — единственный источник «налогового» дохода государства. 3 «Императивный статус государства» Государство — единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Однако эта обязанность — жизненно необходима системе свободного предпринимательства, ибо создает «единые правила» (хотя возможны «льготы» в пользу государства) поведения для всех рыночных субъектов. Императивность придает государственному доходу «обязательный» характер.
Другие вопросы из категории
a) все издержки переменные;
b) все издержки постоянные;
c) переменные издержки растут быстрее постоянных;
d) постоянные издержки растут быстрее переменных;
e) все издержки выступают как неявные (внутренние).
ценой Г)определяемые размерами фирмы.
составил 400 млрд. долл., а в 1995 г. - 440
млрд. долл. Индекс - дефлятор ВВП в 1995 г.
был равен 125%. Как изменился реальный ВВП
1995 г. по сравнению с реальным ВВП 1994
г.?
Читайте также
регулирование внешнеэкономических связей;
г) регулирование занятости, обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в экономике.
2. Либерализация цен направлена на…
А) усиление стимулов к предпринимательству;
Б) достижение макроэкономической стабильности;
В) наполнение товарного рынка
Г) социальное равенство
3.К социальной политике государства относится:
а) сокращение доходной части государственного бюджета;
б) льготное кредитование наукоемких производств;
в) регулирование уровня минимальной заработной платы;
г) предоставление финансовых льгот частному капиталу.
с одной стороны, и физическими и юридическими
лицами – с другой, возникающие в процессе перераспределения
вновь созданного продукта и отчуждения в обязательном порядке
части его стоимости в распоряжение государства;
б) постоянно существующие экономические отношения между
физическими и юридическими лицами, возникающие в процессе
перераспределения вновь созданного продукта и отчуждения в обя-
зательном порядке части его стоимости в распоряжение государства;
в) отношения между государством, с одной стороны, и физиче-
скими и юридическими лицами – с другой, возникающие в процессе
перераспределения вновь созданного продукта и отчуждения в обя-
зательном порядке части его стоимости в распоряжение государства;
г) постоянно существующие экономические отношения между
государством, с одной стороны, и физическими и юридическими
лицами – с другой.
2. Налоговая система представляет собой:
а) совокупность налогов, установленных законом, принципов,
форм и методов их установления, изменения и отмены, а также
систему мер, обеспечивающих выполнение налогового законода-
тельства;
б) совокупность налогов, установленных законом, а также прин-
ципов, форм и методов их установления, изменения и отмены;
в) совокупность налогов, установленных законом;
г) совокупность налогов, установленных законом, а также систему
мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства.
коллективных форм собственности.
2. Целью приватизации является:
а) изменение отношений собственности;
б) совершенствование структуры общественного производства;
в) улучшение показателей финансово-хозяйственной деятельности приватизируемых предприятий;
г) формирование конкурентной среды.
3. Процесс перехода от плановой экономики к рыночной невозможен без...
А) референдума (общенародного голосования)
Б) демократизации общества
В) приватизации
Г) национализации
4. Укажите внешнюю причину, вызывающую возрастание экономической роли государства:
а) выражение общеэкономических интересов;
б) регулирование социально-экономических отношений;
в) определение долговременных целей развития экономики;
г) защита интересов национальной экономики.
5. Без помощи государства рыночная система хозяйствования не может эффективно:
а) регулировать предложение новых товаров;
б) координировать межотраслевые связи;
в) обеспечивать безопасное и устойчивое экономическое развитие страны;
г) распределять ресурсы.
6. Целевое финансирование в виде предоставления денежных пособий как одно из направлений государственного регулирования относится:
а) к инвестиционной политике;
б) к налоговой политике;
в) к денежно-кредитной политике;
г) к социальной политике.
7. Необходимость усиления экономической роли государства в России вызвана:
а) регулированием и управлением трансформационными процессами;
б) обеспечением рационального использования ресурсов;
в) разработкой и осуществлением хозяйственной законодательной базы;
г) дефицитом товаров первой необходимости.
8. Социальная защита малоимущих слоев населения со стороны государства связана:
а) с регулированием рынка труда;
б) с выплатой пособий по безработице;
в) с защитой вкладов населения в коммерческих банках;
г) с бесплатным или льготным медицинским обслуживанием населения.
9. К социальной политике государства относится:
а) сокращение доходной части государственного бюджета;
б) льготное кредитование наукоемких производств;
в) регулирование уровня минимальной заработной платы;
г) предоставление финансовых льгот частному капиталу.
10. К мерам воздействия, не используемым в научно-технической политике, относится:
а) бюджетное финансирование НИОКР;
б) льготное кредитование и налогообложение наукоемких производств;
в) регулирование процесса ускоренного обновления основных фондов;
г) предоставление льгот экспортерам сырьевых ресурсов.
11. Меры экономической политики включают:
а) запрет;
б) принуждение;
в) разрешение;
г) встроенные стабилизаторы.